Я в Соцсетях

вторник, 1 сентября 2015 г.

Тузколь, страна рассветов и закатов




Где то на углу трех границ, в горной долине, на высоте двух тысяч метров  на территории Казахстана дремлет озеро Добан нор.  По утрам  в разовом  свете солнца ее зеркальная гладь отражает центральный Тянь-Шань,  стройного  Хана и грустную Великаншу победу. Панорамы и плановость здесь бескрайние тянущиеся далеко  в горы, видимость до 100 км. Перед нами разворачивается парад пиков:  Мраморная стена, Шатры, Баянкол, пик Чапаева и Семенова, А вечерами на озере заходящие солнце освещает  зеленую траву,  холмы, родники,  барашков и лошадей медленно плетущихся на ночевку к чабанским юртам раскиданные вокруг Тузколя.  Ночи тут как восточная сказка,  яркая полоса млечного пути и море звезд, все это в безветренную погоду отражается на линзе озера дублируя и размножая ночное небо Тузколя. А вокруг берега  раскиданы разноцветные огоньки,  это чабаны в своих юртах пьют кумыс и жуют курт готовясь ко сну.  Здесь тихо спокойно и ветрено, Не даром его в древности называли Добан нор что  в переводе с монгольского означает Ветреное озеро.

.


 Что бы все это увидеть, нужно сесть в машину выехать из города Алматы проехать 6 часов на восток в сторону Китая.  Разбить лагерь на берегу на зеленом травяном ковре огибающий озеро с вкраплением  красного орнамента.  Установить  палатку. поставить стул и треногу  для костра за скалу, что бы западный ветер меня не обдувал.  Дождаться режимного время, пойти снимать и смотреть как заходящие солнце меняет пейзаж удлиняя тени и окрашивает теплым светом предметы которые меня окружает.



 Отара барашков как личинки медленно ползут по склону к юрте на ночевку, чайка с диким воплем кружится надо мной,  стая уток крякая и свистя крыльями летит на галдящий птичий остров. Мир вокруг меня меняется,  солнце опускается быстро, цвета становятся интенсивней, пора бежать к машине и ехать на северный берег озера, там панорамы, там масштабы .



 Северная сторона озера  опустела, после обеда здесь было полное скотство.  Коровы, бараны, лошади, козы равномерно заполнили долину перед берегом, все это напоминало африканскую саванну или райский сад. А теперь на закате все обеднело. Остатки коров разгоняет чабан на лошади, ни баранов ни лошадок, скучно.  Но зато виден Хан, окутанный облачками и освещенный последними лучами сегодняшнего солнца.



 На фоне Хан-Тенгри, на камнях, вертятся махонькие птички, Я их с удовольствием снимаю, подъезжает  чабан который коров гонял. Ведет со мной беседу, выдвигает предложение что озеро Тузколь отстой,  а Вот озеро Кульсай эт красиво. Поняв что собеседник я не активный скачет к своим коровам и гонит их на ночевку.  Тузколь пустеет готовится ко сну, сумерки опускается в долину, уже почти темно и только верхушка хана светится малиновым цветом как бы обозначая конец очередного летнего дня.


 Пора и мне ехать в лагерь жечь костер в одиночестве за скалой,  варить тушенку,  пить чай с молоком, а перед сном фотографировать млечный путь и много-много звезд нависающие над Тузколем.  Ну а завтра меня ждет путь домой и заезд на хребет тот что у южного берега озера что бы посмотреть на новые ракурсы долины.





















Комментариев нет:

Отправить комментарий