Я в Соцсетях

понедельник, 28 сентября 2015 г.

Пустыня Сарыесик-Атырау

Как выжить в пустыне если у вас сломалась машина ?
Ответ простой  -  не фиг туда ездить !
Каждый год, весной ( ну почти каждый год ) мы ездим в пустыню на старую дельту реки Или, это уже традиция, мы даже дачей прозвали  эти окрестности !

Место действия:  Казахстан, южный берег озера Балхаш, пустыня Сарыесик Атырау, между реками Или и Каратал.
Климат: Резко континентальный. Летом + 40 а зимой температура может опустится до -40.
Время и дата: 5 дней (6-10 мая, 2015 года)
Количество участников: 3 человека одна машина
Топливо и вода: 90 литров бензина в баке и 60 литров в багажнике. Воды 60 литров.
Пробег: около 1000 км

Маршрут примерно такой, 300 км едешь по асфальту и чем даль отдаляешься от города тем хуже становится дорожное полотно, этот участок дороги дается часа за 4. Ближе к современной дельты реки  Или мы сворачиваем в пустыню на север. И вот теперь остается всего нечего, 200 км пробега по степным и пустынным дорогам, 7 часов пути и мы на мести.
Особенно нудные последние километров 15, едешь со скоростью 10 км в час, выматывает страшно, особенно ночью, бархан за барханом,  вокруг пустыня с остатками высохших водоемов покрытые корочкой соли из далека напоминающие снег. Продираешься сквозь  саксаульник, подъем,  спуск, поворот опять подъем, спуск поворот, нудно и жарко если ехать днем.

В начале пути по пустыне были песочные горки с саксаульным лесом, там дороги накатаны и скорость можно сказать была космическая 40 км в час. Потом горки кончились, пошли такыры ровные как стол, тут скорость поднялась до сверхсветовойпустынной  70 - 80 и даже 90 км. Иногда появляется раскатанная колея глубиной по калено заполненная до краев пылью, ныряя в нее поднимаем непросветные густые облака пыли.  Проезжаем старое городище Карамерген, делаем остановку и перерыв.

Вечером когда до нашей конечной точки остается километров 20-ть , мы поднималась спускались  с холмов  на спуске с очередного холма наши фары осветили палатку стоящею рядом с дорогой, от туда выбежал человек в трусах замахал руками и сказал Здрасте, а за ним показался второй, их было двое и они были без машины, и это странно, такого не должно быть.

Въехали они неделю назад от поселка Бакбакты в сторону Балхаша двигаясь на север. Какое-то  время шли по дорогам степным, потом пошли по азимуту.  На каком-то очередном бархане у них лопнула рулевая тяга, взяв с собой еды и 10 литров воды пошли пешком! До ближайшего поселка им идти км 200, это примерно недель хода,  учитываю жуткую жару днем может и дольше.  Прошли пешком они всего день и тут они встретили нас. Просьба у них была такая отвезите нас до трассы. Мы дали им Тураю,  дозвонились до своих соратников скинули  им координаты. Рассказав нам свою страшную историю как  и зачем они сюда заехали вдвоем, попрощавшись со спасенными  туристами мы поехали на дачу, оставив им 5 литров воды и обещав завтра вернутся к ним.

Пустыня она почти как море, без крайняя и почти ровная, барханы могут сойти за волны а песок и пыль за воду. Пустыня тихая, спокойна, вводящая человека в баланс и внутренние душевное спокойствия. Здесь можно ехать днями, неделями, не встретить поселений и скопление людей, если тока одиноких путников или охотников, а потом опять дни одиночества.  Увидеть здесь человека без машины или лошади все равно что встретить его  посреди моря без лодки. В пустыне как и в море нет питьевой воды.
Пустыня как и море опасна, случись поломка машины долго вы проживете без воды, ее конечно можно добывать но, это долго и мало.

Днем  здесь жара, ночью холодно, перемещается пешком в солнечный день практически не возможно,  организм быстро обезвоживаться и потребует  большое количество воды. В пустыне полно опасных насекомых и животных. Самые наглые эт клещи, если змеи,  скорпионы, пауки, фаланги  боятся людей и уползают от них, то клещи бегут толпами на человека, он их ужин обед и завтрак. Не смотря на все эти ужасы пустыня завораживает и притягивает,  хочется ехать и ехать за без конечный горизонт неделями. Тот кто не любит пустыню он там или не был, или не понял ее. Все равно что не любить море.  Как можно не любить пески, барханы, степные догори, просторы, Саксаул, Черепах, Кабанов, Джейранов, Зайчеков наконец , они такие милые и вкусные.

По вечерам когда солнце меняло угол и приближалась к горизонту, дневной зной спадал приходила прохлада и красивый свет, в это время  можно было гулять по окрестностям.  Я одевал штаны, высокие ботинки, брызгал себя репеллентом, брал нож по больше, спички, навигатор, бутылку воды и рюкзак с фото оборудованием и уходил на пару часов гулять по соленым озерам до сумерек.  Возвращался обычно  со стаей злых и раздраженных комаров вьющихся вокруг меня.

Помню когда попал 5 лет назад в эти места,  было не по себе когда уходил из лагеря. Ступать по бархан было страшно, казалось везде полно змей а продираться сквозь саксаул опасно, ведь там тучи клещей а когда в паре километров натыкался на волчьи следы думал где ты мое ружье которого у меня нет. Встретишь кабаний лежки думаешь затопчут нафиг и забодают толпой ))).

Бредя по соленым озерам в одиночестве зная что в округи на много километров не кого нет,  Я постепенно привык   что ты находишься на чужой территории и она может враждебно настроена. Мне иногда казалась что меня высадили на другой планете, на стока не привычным был пейзажи для глаза. Я привык к елкам, горам, речкам а тут что-то не понятное, колючие, кривые, жилистые деревья, которые деревьями трудно назвать,  так кусты.  Все здесь у вас кривое и колючие.  А соленые Озера,  они ведь мертвые, покрытые толстой коркой соли похожие на Солярис или на снег и ледовые торосы. Некоторые имеют цвет ржавчины,  выглядят мрачно не подвижно, вода стоит не шевелится в них даже утонуть нельзя там ни рыбы ни насекомых и рачков всяких. Там наверно микробов даже нет. Пустота пугает !

Под ноги все таки стоит смотреть, однажды я чуть не наступил на змею. Весной они еще вялые и не подвижные, отогреваются после  зимнего анабиоза, но яда я думаю у них не меньше. В прошлом году собирая палатку перед отъездом, заметили змею лежавшую под палаткой, спали со змей почти неделю, нас отделяла тонкая тряпочка палатки.

Днем мы плавали на протоку за рыбой. Ловили Жерехов с лодки на спиннинг. Наловишь штук 5 рыбин и назад гребешь. Вечером уха наваристая из свежей рыбы. На следующий день утром остатки ухи превращались в холодец или студень, ложку воткнешь в уху, она торчит вертикально.
В озере полно воблы но мы даже удочки не расчехляли,  лень ее ловит,  тока если закиды на сазанов поставить да тоже лень, нам жерехов хватало вполне.
Ну а если выпадет дождливый день  становилось ветрено и холодно,  спасала большая палатка где было тепло и уютно.

В последней поездке задумался почему этот край называют пустыней . Он не пустой, он насыщенный флорой и фауной, цветами в смысле природными красками, особенно закатными,  да и рельефом в конце концов не обделен. Степь его тоже не назовешь, степь этот другое.

Сарыесик-Атырау (также Сары-Ишикотрау) — песчаная пустыня в Алматинской области Казахстана. Расположена в Балхаш-Алакольской котловине, к югу от озера Балхаш. Река Или пересекает пустыню, впадая в озеро. Часть рек стекающих со склоновДжунгарского алатау (Каратал, Аксу, Лепсы) также пересекают Сарыесик-Атырау, впадая в Балхаш. Другие, менее крупные, теряются в песках. Координаты пустыни: 45°30′00″ с. ш. 77°00′00″ в. д. (G) (O)